В 11 классе перед школьниками стоит серьёзный вопрос – вопрос профессионального выбора.

В старшем школьном возрасте происходит самореализация ребенка как личности в учебно-профессиональной деятельности. Подросток самовыражается, осознает свое собственное Я через самопознание, самооценку.

Большую роль в принятии решения в 11 классе играют родители. Поскольку школьники в большинстве своем осуществляют свой выбор под внешним воздействием.

Поэтому, крайне важно уметь выстраивать доверительные отношения с детьми, чтобы ребенок могу прислушаться к вашему мнению, а не воспринимать его «в штыки». Не стоит читать нотации, угрожать, унижать ребенка. В такой стрессовый период данные воспитательные методы будут восприниматься как острые формы давления и насилия и к успеху не приведут. Крайне важно проявлять искреннюю заинтересованность в жизнь ребенка, что позволит вам разрушить барьеры между вами.

Как же помочь ребенку сделать выбор в 11 классе?

В первую очередь давайте ему право на выбор. Ребенок должен иметь возможность сделать выбор самостоятельно, исходя из своих интересов.

Уважайте выбор ребенка: когда речь идет не о его безопасности – принимайте его выбор. Покажите, что вы ему доверяете. У ребенка должна быть возможность отказаться от своего выбора, а может и не осуществлять его вообще. Может сложиться так, что после 1 курса обучения ребенок решит сменить направление. А может вообще взять год отдыха после 11 класса. Это нормально. Это нужно уметь принимать и поддерживать выбор своего ребенка. Чтобы понять свои желания и потребности, ребенок должен исследовать и пробовать как можно больше. Задача родителей – поддержать его решение.

Позволяйте ребенку встречаться с последствиями его выбора. Тогда, в конечном итоге, он сформирует представление о себе, своих желаниях и возможностях.

Задавайте вопросы. Узнайте у ребенка, чем ему интересно заниматься, что у него получается и что ему нравится. Узнайте, что он чувствует, в этой деятельности, что ему нужно, какие трудности возникают и как он с ними справляется, что помогает ему преодолевать препятствия. Ответы на такие вопросы помогут вам лучше узнать стремления и намерения ребенка, а ему – сориентироваться в возможностях.

Подумайте о том, что вы транслируете ребенку. Вы довольны своей жизнью? Своей деятельностью? Какой пример ребенок принимает от вас?

Помогайте подростку изучать разные варианты. Ребенок должен обладать информацией как о возможностях, так и ограничениях, трудностях желаемой профессии.

И самое главное — верьте в своего ребенка.

 

Колосова Елизавета