«Мой ребенок не слушается, ставить в угол бесполезно…», «Сколько раз повторять?! В комнате постоянный бардак, приходится убирать самой…», «Он орёт так, как будто мы его убиваем, хотя мы всего лишь строго сказали» … Знакомы ли вам эти ситуации? Как справиться с ребенком так, чтобы и не навредить, и не потерять родительский авторитет? Какую психологическую травму может нанести наказание? Об этом пойдет разговор в моей статье. Поскольку в каждом возрасте типы наказания разные, поэтому речь будет идти о детях 3 – 9 лет.

Наказание – это лишение чего-либо из-за нарушенной договоренности, о которой было оговорено заранее. Не аккуратно примененное наказание в детском возрасте может привести к тому, что человек на долго останется с ощущением ненужности, отверженности и даже страшной обиды на родителей. Подход к воспитанию в виде чередования ремня и похвалы отходит в прошлое. Сегодня психология учит относиться к детям с уважением и доверием, но это не означает, что ребенку нужно позволить повелевать родителем. Роль родителя – направлять развитие ребенка до тех пор, пока тот не научится сам отделять дозволенное от недозволенного, ставить свои «хочу» под контроль, брать ответственность за поступки.

Чего же добивается ребенок капризничая или нарушая слово родителя? Он всего лишь смотрит, на сколько далеко ему можно зайти. Своеобразная проверка на прочность мамы и папы. Способны ли сами твёрдо ставить границы и держать правила. Потому что, именно через границы ребёнок чувствует себя защищённым рядом со своим родителем. Давайте посмотрим, как грамотно начертать те самые границы, применить наказание без потерь для психики ребенка, да и вашей.

1. Говорите твёрдым, но не злым голосом.
Объясните ребенку, что будет, если он не выполнит просьбу: «Убери игрушки. Если нет – не будешь смотреть мультики». Но если не сделал – задача родителя выполнить свое слово – значит нет мультфильмов. Иначе, ребенок будет знать, что сделал он или нет – все рано получит желаемое, а, это ведет к развитию безответственности. Ребёнку нужно дать конкретно понять, что именно от него требуется.

2. Родитель сам должен следовать тому, что говорит.
Ребенок чувствует несправедливость. Например, разбросанные вещи родителя дают ему право делать то же самое. И, с точки зрения ребенка не справедливо, если родитель сам делает то, что ребенку почему-то запрещено. Таким образом, будет верно, родителю внести вклад в собственную дисциплину.

3. Не переставайте продолжать разговаривать с ребенком после наказания.
«Догадайся сам, почему я молчу» говорит родитель. Такое поведение родителя расценивается ребенком как не любовь. Малыш может действительно перестать делать то, что вам не нравится, но вместе с этим в нем разовьется чувство «меня не любят». Молчание приравнивается к манипуляции и эмоциональному насилию. Унижает достоинство человека, зарождает тревогу: «со мной не хотят разговаривать, и, я не пойму, почему». Также, эта модель усваивается как «правильная», в последствии выросший человек будет делать так же, в собственной семье, со своими детьми.

4. Если ребёнок совсем распсиховался, кричит, топает ногами.
Здесь смотрите, что больше подходит именно для вашего малыша. Иногда самое лучшее оставить его в покое, чтобы «остыл» сам. Некоторым помогает обнять и прижать к себе. Можно глубоко подышать вместе с ним: глубокий вдох, медленный выдох. 3-4 таких вдоха ослабит прилив эмоций.

5. По-доброму поговорите с ним после наказания.
Пусть ребенок сам рассудит, за что был наказан? Как он считает, что поможет больше не повторяться? «Давай решим, что мы с тобой можем сделать?». Именно ВМЕСТЕ. Так ребенок чувствует, что он любим. Помните, он еще слишком мал, чтобы делать выводы самому. Помогите ему. Через разговор с вами он будет учиться лучше формулировать мысли. Нахождение рядом с таким родителем всегда дает ребенку чувство защищенности и радости. Даже если пришлось перетерпеть наказание. Обязательно выслушайте его точку зрения почему он так поступил. Даже если она звучит по-детски нелепо и даже с хитрецой. Можно ответить: «Мне кажется, тут ты хитришь. Давай посмотрим, как можно сделать, чтобы и тебе было хорошо, и мне».

6. Наказание должно быть соразмерно поступку.
Если ребенок разбил кружку, не стоит наказывать его так, как будто он разбил автомобиль. Это может сильно пугать. Известны случаи, когда на фоне подобных воспитательных мер у ребенка развилось заикание.

7. Наказание не должно быть унизительным.
Не стоит ругать или грубо разговаривать при друзьях или людях. Ни в коем случае не применяйте оскорбительные слова. Мысленно поставьте себя на место малыша: если бы вам такая формулировка показалась унизительной, вероятно, и малышу это будет обидно также.

8. Благодарите ребенка, если он все-таки сделал то, что от него ожидалось. Обязательно искренно благодарите! Поверьте, для ребенка выполнить наказ действительно сложно. «О, ты убрал, какой молодец. Спасибо, ты так мне помог!» Слово благодарности поддержит, порадует и вдохновит его сделать и в другой раз.

Психологи Авторского центра «Мир Семьи» всегда готовы оказать помощь семьям, которые попали в кризисную ситуацию, они подскажут, в каком направлении необходимо двигаться. По всем вопросам вы можете обратиться к нашим администраторам по телефонам: +7 (916) 357-79-79, +7 (916) 657-79-97.

Автор: Раевская Лиана – клинический психолог, КПТ терапевт АНО Авторский Центр «Мир Семьи».