Эмоции подавляются, заглушаются, но продолжают существовать и жить в нас. При этом еще наносят вред нашему психологическому и физическому здоровью. Для того чтобы дети учились управлять своими чувствами, мы должны поддержать и успокоить ребенка, тем самым устанавливая с ним более тесный и глубокий психологический контакт.

Вот несколько шагов, как это сделать:

1.Успокаивающие фразы

Они сигнализируют ребенку о том, что он замечен, что вы слышите его и понимаете его состояние. Это помогает ребенку понять, что он имеет право на чувства, а также дает ощущение безопасности (меня видят, мне хотят помочь).

Какие это могут быть фразы:

• Я с тобой
• Я понимаю, как ты… (расстроен/-а, обижен/-а, злишься и т.д.)
• Да, это очень тяжело
• Я буду рядом, пока тебе грустно
• Я никуда не уйду
• Ты в безопасности

2. Конкретизируем причины плача/раздражения

Бывает и так, что дети сами не совсем понимают, почему они расстроены. И нужно помочь ребенку понять причину своих чувств.

• Ты так хотел/-а эту игрушку (мороженое, чтобы папа остался дома, пойти в парк)
• Эта собака (ребенок, поездка, как я повысила голос) напугала тебя
• Давай еще раз посмотрим, где болит

3. Удерживаем ситуацию в рамках (и слушаем возражения)

Мы живем в обществе и ребенок тоже должен знать и принимать определенные правила и границы. Должна быть мера и грань, где ребенок будет понимать, что можно, а что нельзя.

Важно помнить, что этот пункт идет третьим и выполнять его следует только после того, как мы выслушали, поняли и приняли чувства ребенка.

• Я не могу разрешить тебе пойти на праздник (ударить в ответ, играть моими очками)
• Тебе нужно обуться (закончить домашнее задание, сесть в машину)

4. Напоминаем, что ситуация может улучшиться

• Я знаю, что ты с этим справишься
• Так как сейчас не будет всегда
• Мама скоро вернется
• Я уверена, что ты все же сможешь весело провести время

Что делать НЕ стоит, когда ребенок плачет

1.Не пытайтесь переключить внимание ребенка (чувства важно прожить!)

Плохой пример: Пойдем посмотрим мультик

2. Идти на поводу у ребенка (таким образом, мы формируем у него манипулятивное поведение)

Плохой пример: Я куплю тебе эту игрушку, только успокойся

3. Рационализировать (от этого ребенку точно не легче)

Плохой пример: Ты же уже ел/-а сладкое вчера

4. Пытаться пристыдить и замолчать (помните, подавленные чувства рано или поздно найдут выход, но уже в более серьезном проявлении)

Плохой пример: Прекрати плакать, что о тебе подумают люди

5. Наказывать и угрожать

Плохой пример: Если ты сейчас не прекратишь, то я тебя отшлепаю

Запомните, если нам кажется, что ребенок устраивает истерику на ровном месте, то это не так. Любой «пустяк» для нас — серьезная проблема и даже трагедия для ребенка, которую нужно прожить. Эмоциям нужен выход (погрустить, позлиться). И очень хорошо, если в такие моменты мы, как родители, сможем понять и прожить переживания вместе с ребенком.

Итог:

Да

Нет

Если же рекомендации из первой части статьи не помогают, и вы видите, что у ребенка настоящая истерика (возможно, он даже лежит на полу в супермаркете и кричит), то остается только одно: набраться терпения и спокойно переждать этот момент. И не важно, что подумают окружающие. Таким образом, вы принесете куда больше пользы психологическому здоровью своего ребенка (не разовьете манипулятивное поведение, научите замечать границы и установленные вами правила, позволите понять ребенку свои собственные чувства).

Но если вы чувствуете, что не можете справиться с подобными ситуациями, то лучше обратиться к специалисту.